В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
С целью индивидуализации образовательного процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В группе есть стенд с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемной размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем. В группе оформляется «Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, «Паровозика желаний», чудесного мешочка для подарков и т. д.
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение». В специально организованном уголке помещаются фишки и магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей.
В творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатель совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика «Мои открытия».
Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в рубрике «Панорама добрых дел» стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам идеятельности сверстников.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры,помогающимидошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Творческие мастерские (центры активности) –это игровая развивающая среда,гдематериалы, оборудование и игрушки подобраны по определенной тематике и способствуют разностороннему развитию ребенка. Обучение происходит в игровой форме, а работа в малых группах дает детям возможность естественного общения, опыта самостоятельного принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Под наблюдением педагогов дети сами решают,в каком центре они будут играть,что конкретно делать,и какие им для этогонужны материалы.
В группе для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором тематических карточек с заданиями по всем видам детской деятельности.Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам проектов, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода. Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах.
Лэпбук (lapbook),или как его еще называют тематическая или интерактивная папка,-это самодельная бумажная книжечка с кармашками,дверками,окошками,подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Коробочка «Деловые хлопоты» заполнена бейджиками с надписью роли,которуюсегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях,оформленных совместно с родителями,и продуктах детскойдеятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Коллекционирование –доступный детям вид деятельности,учитывающий ихиндивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".
Поделиться с друзьями: